Чанди

чандиЯ думаю, дорогие мои, прочитав материал, посвященный храмам на Бали, вы запомнили, что их существует несколько видов. Вы узнали о делении храмов согласно их назначению. Храмы же, о которых пойдет речь сегодня, называются «чанди».

Индонезийские археологи описывают «чанди» как священные сооружения индуистской и буддийской культуры, используемые для религиозных обрядов и церемоний. До того, как ислам распространился по территории Индонезии, индуизм и буддизм преобладали на индонезийском архипелаге, особенно на Яве и Суматре, примерно с V в н.э. В тот период были заложены тысячи индуистских храмов, называемые чанди.  Они мирно сосуществовали рядом с буддийскими храмами. Но большинство из них были погребены в результате сильнейшего извержении вулкана Мерапи в 1006 году н.э. В последствии, с 1100 по 1500 г.н.э., на Яве строились новые индуистские храмы, но вскоре, и они были оставлены индусами и буддистами, бежавшими на мелкие острова от массового засилья ислама. Это произошло в XIV-XVI веках.

За последние 200 лет некоторые из древних святынь были найдены фермерами, которые в процессе обработки своих земель натыкались на мегалиты. Большинство храмов были реконструированы и открыты для посещения в XX веке. В наши дни эти чанди – важные археологические артефакты, а также места массового паломничества туристов, но не святыни. Местное население на Яве – мусульмане, поэтому у них не осталось никакой связи с дхармическими религиями. Сейчас люди не вспоминают ритуалы и традиции своих предков.

Большинство чанди на Яве были посвящены Шиве, которого яванские индуисты почитали как основного Бога. Так, в небольших храмах поклонялись Шиве и его семье (жене Дурге и сыну Ганеше). Большие храмовые комплексы включали также храмы Вишну и Брахмы, но самый величественный, центральный и сложный с архитектурной точки зрения храм – всегда святилище Шивы. Многие чанди имели идеально квадратную форму с малыми храмами внутри. Самое разительное отличие яванских чанди от своих родоначальников – индийских храмов, состоит в том, что первые спроектированы как храмы под открытым небом, а индийские храмы всегда имеют крышу.

Итак, нужно понимать, что в XIV в. Бали и еще несколько мелких островов остались единственным оплотом индо-буддизма на территории Индонезии.  Тип храмов, о которых я рассказано выше,  пришел на Бали с Восточной Явы. Но на Бали такие храмы с XIVв. стали называться Pura. А теперь – внимание! Путаница в терминах, в которой мы с вами разберемся. Чанди на Бали вовсе не похожи на храмы на Яве. Балийские чанди – это постройки, датированные XI-XII в. и использовавшиеся как места поклонения определенным Богам, а также для медитаций знати или хранения пепла кремированных королей и священников. В некоторых чанди на Бали сохранились алтари, лестницы, элементы декора, а также входные ворота. По своей форме и устройству они разительно отличаются от своих потомков – храмов Pura, которые сейчас можно увидеть повсеместно.

Таким образом, балийские чанди – самые древние храмовые комплексы на территории Острова. К сожалению, таких храмов остались считанные единицы. Как я уже говорила, на Бали не только время разрушает сооружения, но также землетрясения, извержения вулканов и тропические ливневые дожди. Вот почему сейчас очень важно сохранять те крупицы древнейшей истории, которые еще живут. Список и описание всех сохранившихся чанди на Бали можно найти здесь.

Автор: Стефанович Елена

 

Оставить комментарий