Балийский танец Кечак

кечакДорогие друзья! Чтобы впечатления от вашей поездки на Бали были полными, я очень рекомендую вам увидеть традиционные танцевальные представления. Сегодня речь пойдет об одном из них. Танец Кечак (Kecak) – шедевр балийской культуры, признанный во всем мире одним из лучших аутентичных танцев острова Бали (наряду с Баронгом и Легонгом).

Изначально Кечак представлял собой трансовый балийский танец (Sanghyang). Особый ритуал Sanghyang проходит и в наши дни только в храмах Острова. Во время действия в участников входят определенные духи, вызываемые танцем. Уникальность Кечака в те времена состояла в том, что он всегда сопровождался только лишь мужским хором, а не аккомпанементом национального балийского оркестра из ударных инструментов – гамелана, как это происходит во время других выступлений.

В 1930-е годы немецкий художник и музыкант Вальтер Шпайс, был потрясен этим ритуальным действием. С помощью местного музыканта он видоизменил танец таким образом, что теперь действие Кечака отражает сюжет индийского эпоса Рамаяна. Нужно отметить, что данный эпос занимает почетное место в культурной и духовной жизни балийцев, его знает абсолютно каждый местный житель. Эта древняя легенда находит свое выражение не только в танце, но и, например, в живописи и резьбе. В наши дни танец Кечак рассказывает нам об одном эпизоде из жизни древнеиндийского царя Рамы, а хор из мужчин теперь создает лишь некий фон для главных героев и задает определенный ритм всему представлению.

Некоторые ученые считают, что видоизменение изначального танца произошло немного ранее – в 20-е годы прошлого века, до приезда Шпайса на Остров. Говорят, что для ведущего актера уже тогда были добавлены некоторые элементы из другого балийского танца Baris, традиционно исполняемого войнами перед предстоящими сражениями.  

Начиная с середины 1960-х годов по инициативе одного из жителей деревни Bona, началось профессиональное обучение танцу Кечак групп актеров, которые впоследствии были направлены в западные страны. Таким образом танец Кечак получил всемирную известность. Отрывки из этого танца можно увидеть в фильме «Барака».

кечакВ представлении обычно участвуют от 50 до 100 актеров. Но однажды, в 2006 году, в храме Танах Лот был устроен танец с 5000 актерами, который удостоился книги рекордов Гиннесса. Актеры традиционно одеты только лишь в клетчатые саронги, торс остается обнаженным. Мужчины садятся в несколько концентрических кругов, в середине которых есть место – сцена. Сначала мужчины ритмично двигаются влево и вправо, непрерывно повторяя слова «чак ке-чак ке-чак ке-чак» в медленном темпе. Этот необыкновенный хор из десятков голосов возглавляет солист, который отвечает за переходы высоких и низких нот, задает ритм, а также выступает в качестве рассказчика.

Кстати, исследователи культуры на Бали так и не пришли к единогласному выводу о том, что обозначают звуки «чак, чак, чак». Одни считают, что танцоры имитируют голоса солдат войска полуобезьян, подчиняющихся Раме. Другие думают, что звуки похожи на те, которые издают гекконы, обитающие практически во всех балийских домах. Третьи уверены, что это – изображение ударных звуков барабанов и гонгов оркестра гамелан.  Послушайте сами и решите, какая из версий вам ближе.

Постепенно ритм «чак, чак, чак» ускоряется. Танцоры поднимают руки, тряся ими в воздухе, вскакивают, падают на землю, снова садятся. Действие действительно завораживающее. Через некоторое время на сцене появляются действующие лица эпоса Рамаяна. Пересказывать сейчас эту историю, я считаю, нет смысла. Если захотите, то можно прочитать Рамаяну. В древнем балийском танце интересна сама игра актеров, их движения, позы, потрясающая энергетика. Любовь, похищение, отвага, битва, и конечно же хэппи энд – все это очень эмоционально отражают герои постановки. Актер, играющий Бога-обезьяну Ханумана, во время представления обязательно войдет в настоящий транс, т.к. ему предстоит бегать по горящим углям, изображая попытку сожжения Ханумана по сюжету. Танцор в это время не чувствует боли от обжигающего огня. А также иногда в транс входит кто-нибудь из участников хора. Чтобы актерам было легче достичь это состояние, перед началом представления их благословляет священник.

кечакТанец Кечак на Бали обычно проходит ежедневно на закате и длится 1 час. Огонь факелов с кокосовым маслом является очень зрелищной частью представления. Кечак проводится на территории храмов Улувату и Танах Лот. Также на Бали построены специальные сцены, предназначенные только для балийских танцев, например в парке GWK, на пляже Пандава и в нескольких открытых театрах в Убуде. Исполнения Кечака в районе Убуда обычно более аутентичные, чем в других местах, где большую роль играют элементы шоу для туристов.  

В наше время в каждом районе Бали есть десятки трупп танца Кечак. Танцорами являются, как правило, жители деревень, которые помимо своей актерской карьеры, имеют основную работу. Участие в танце приносит им хороший дополнительный заработок. Стоимость билета – стандартная и составляет 100 000 рупий (около 6,5$) по всему Острову Бали. Как правило на каждом представлении случается аншлаг. После выступления зрителям предлагается сфотографироваться с актерами. На Острове проводятся даже фестивали танца Кечак, организуемые балийской школой искусств.

Автор: Стефанович Елена

Оставить комментарий