Шесть самых сакральных храмов Бали
Как я уже упоминала в статье о храмах Бали, на Острове существуют несколько типов храмовых комплексов. Одни из них условно можно считать «общественными», т.е. предназначенными для всех верующих, а не только для какой-то определенной группы людей (касты или гильдии). Конечно же, в рыночном храме, или храме рыбаков может молиться тоже абсолютно каждый человек. Но тем не менее, на Бали это деление существует. Итак, общественные храмы считаются основными. Среди основных храмов Бали можно выделить шесть – Pura Sad Kahyangan или Pura Kahyangan Sad Winayaka, которые считаются священными столпами Острова. «Sad» на санскрите означает шесть, а «Kahyangan» – святилище. Т.к. во многих древних текстах – лонтарах упоминалась эта сакральная шестерка, Институт Хинду Дхармы в 1979-1980 годах провел специальное исследование чтобы выяснить, какие же храмы могут быть отнесены к этой группе. В конце концов, ученые сделали вывод о том, что согласно лонтарам Kusuma Dewa эти шесть храмов были названы еще в 1005 году н.э. Многие эксперты сходятся во мнении, что первосвященник Mpu Kuturan заложил определение «Sad Kahyangan», чтобы побудить людей сохранять баланс Sad Kertih, а именно: Атмы Керти, Самудры Керти, Ваны Керти, Дану Керти, Джагата Керти и Джаны Керти. Людям необходимо поддерживать чистоту и равновесие во Вселенной шестью способами:
– Jana Kerti – очищение самого себя через усмирение ума, уход от двойственности; практика сострадания, доброты и обязательства. Инструменты: йога, медитация, молитва.
– Jagat Kerti – стремление сохранить гармоничные отношения между всеми живыми существами. В социальной жизни следует проявлять такие качества, как терпимость, взаимное уважение и взаимопомощь. Сюда входит также не нанесение вреда природе, окружающей среде и поддержание естественных мест обитания диких животных.
– Samudera Kerti – поддержание положительных вибраций энергии в Океанах через очищение пляжей и морей, а также сохранение различных природных ресуров. Балийцы понимают, что Океан играет важную роль для жизни на Земле.
– Wana Kerti – сохранение лесов и гор.
– Danu Kerti – сохранение пресной воды в озерах, реках, ручьях, источниках.
– Atma Kerti – означает стремление поддержать Души, покинувшие этот материальный мир. Улучшение положения Души ушедшего человека – особенно предка, позволяет ей получить достойную загробную жизнь.
Живя согласно законам Дхармы, балийцы понимают, что через простые действия в своем микрокосме они поддерживают баланс и равновесие во всей Вселенной.
В каждом из этих шести храмов люди молятся о том, чтобы Боги помогли им в одной из перечисленных выше добродетелей. А какие Боги? Все они являются проявлениями верховного Бога Ida Sang Hyang Widhi Wasa. Так, в Пура Бесаких поклоняются Dewa Siwa как Dewa Shambu, в Улувату – Dewa Rudra, в Pura Lempuyang – Dewa Iswara, в Goa Lawah – Dewa Maheswara, в Батукару – Dewa Mahadewa, в храме Pura Pusering Jagat почитают Dewa Siwa.
Вот список шести самых сакральных храмов Бали:
Pura Luhur Batukaru
Этот древнейший храм возведен на склоне одной из самых высоких гор Бали – Батукару. Храмовый комплекс расположен на высоте около 850 м, поэтому, когда вы приедете туда, может быть прохладно. Первое упоминание о храме датировано 11 в н.э., где указано, что на тот момент Pura Luhur Batukaru уже существовал. В одной из летописей Бали есть упоминание о том, что в 1605 году храм был полностью разрушен в ходе междоусобных войн королей Бали. В 1959 году Pura Luhur Batukaru был отремонтирован и сейчас поддерживается правительством и местными банджарами (органами самоуправления).
По дороге в Pura Luhur Batukaru находится еще один небольшой храм Pura Jero Taksu, в котором по традиции обязательно нужно помолиться перед посещением главного храма.
Территория храма достаточно большая. В нем вы найдете несколько очень древних алтарей, мегалиты, сокрытые от глаз тайные тропы, огромные деревья и папоротники. На дальней границе храма протекает горная река, а в самом храме есть два святых источника. Здесь все пропитано влагой и тишиной. У меня было ощущение, что я попала в святая святых, в генетическую кладовую, где хранится весь генофонд растений нашей планеты. Здесь можно ощутить дыхание плодородной, наполненной Земли.
В Pura Luhur Batukaru поклоняются Dewa Mahadewa (другое имя Господа Шивы как верховного Бога) в проявлении Ratu Hyang Tumuwuh. Пуджи этой Богине можно встретить только на Бали. Ratu Hyang Tumuwuh – Богиня плодородия и водных ресурсов. Если почвы плодородные, а урожаи – богатые, то и людям живется хорошо.
Балийцы медитируют и просят Dewa Mahadewa поддерживать баланс и полноту воды, воздуха и растений на их земле. Для того, чтобы все эти элементы были интегрированы, необходима Божественная милость и руководство Ratu Hyang Tumuwuh, потому что Бог является создателем всего материального мира. Если воздух загрязнен, а реки не полноводные, то растения будут гибнуть. Если нет растений, то люди будут страдать от голода и недостатка целебных трав.
Pura Pusering Jagat
Храм построен в районе Gianyar на Бали. Балийцы считают Pura Pusering Jagat центром Земли. Не даром относительно остальных пяти священных храмов Бали этот храм занимает центральное положение. В традиции Хинду Дхарма центр – это обитель Бога Шивы. Поэтому неудивительно, что поклоняются здесь именно этому Верховному Богу. Также в Pura Pusering Jagat много статуй Ганеши (сын Шивы, Бог процветания и мудрости), Дурги (жена Шивы) и Шивы в устрашающем образе «Бхайрава» – когда Он в одной из своих рук держит отрубленную человеческую голову, что является символом желания Бога, чтобы люди наконец-то вышли за пределы своего ограниченного ума и преодолели двойственность.
Также в этом храме можно найти мегалиты и каменные изваяния лингама, который символизирует Пурушу, и йони, которая является по сути Пракрити (Pradhana как говорят на Бали). В индуизме Пуруша и Пракрити – первые творения Бога, которые стали семенем жизни. Пуруша – это семя духовности, а Пракрити – это материальный мир. Встреча Пуруши и Пракрити положила начало жизни. В храм Pura Pusering Jagat люди приходят, чтобы Боги помогли им сбалансировать духовное и материальное в их жизнях.
В одном из павильонов в самой сакральной части храма на пьедестале возвышается каменный сосуд для священной воды «Sangku Sudamala». Вырезанные на нем фигуры изображают процесс добычи Богами индуизма нектара бессмертия – Амриты из вод великого Океана. На одной из сторон сосуда стоит дата 1251 год по древнему балийскому календарю, а значит – 1329 год н.э. Вода из этого сосуда предназначена для очищения человека от Кармы, чтобы он смог жить согласно своей Дхарме.
Еще на территории храма есть мистический камень, который по преданию, скрывает ход в подземный тоннель, ведущий на остров Нуса-Пенида. Считается, что этот камень не может сдвинуть ни один человек.
Я очень рекомендую вам побывать во всех шести сакральных храмах. Хорошо, если вы встретите там пемангку (священников – хранителей храмов) и они проведут для вас церемонии-медитации.
Автор: Стефанович Елена
Оставить комментарий